Конский волос у якутов имел ритуальное и хозяйственное употребление. Конский волос является уникальным природным поделочным материалом, который с давних пор широко употребляется в быту. В старину им, как нитками, не только сшивали и украшали бытовые и хозяйственные вещи, но и верили, что он обладает особой очистительной силой – белым конским волосом перевязывали ручку черпалки для кумыса во время ысыаха. Плетением из конского волоса создавались такие изящные вещи как коврики-циновки, кнут, повод, узда и другие вещи.

Для того, чтобы сформировать личность, наделенную творческими способностями, необходимо знакомить учащихся с истоками народного искусства, вооружать специальными умениями и навыками работы в этой области. В результате ребенок накапливает опыт, создающий объективные предпосылки для раскрытия его творческих сил. Использование народного прикладного искусства способствует развитию интереса к культуре своего народа, вызывает положительные эмоции, воспитывает трудолюбие, добросовестность, ответственность.  Развивается абстрактное, творческое мышление ребенка, умение анализировать окружающий мир, выражать свои мысли и чувства.

Краткосрочная образовательная программа изделия из конского волоса «Салама» предназначена для детей с 7-17 лет на 1 месяц. Учитывая полученные знания, умения и навыки необходимо усложнять методы работ, дать возможность развивать свои фантазии, творить новые идеи.

            Проводимые занятия тесно взаимосвязаны между собой, их содержание разнообразно. По итогам занятий прослеживается умение, навыки учащихся.

Программа состоит из теоретической и практической части:

-В теоретической части изучаем методы народного ремесла, организуем знакомство  с изделиями из конского волоса, прислушиваемся к советам мастеров.

-В практической части с помощи полученных знаний изготавливаем изделия своими руками.

-На досуге обращаемся к жанрам устного народного творчества, организуем отгадывание  загадок, пословиц, поговорок.

Все эти мероприятия проводятся с целью углубления знаний учащихся.

ПЕДАГОГИ

Педагог дополнительного образования Трофянова Мария Алексеевна

РАСПИСАНИЕ

1 раз в неделю

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Основная часть.

Содержание. Тема.

Колич. часов.

Теория

Практическая часть.

Цели. Методика.

Вводная часть. Якутская лошадь- национальное достояние народа Саха. 

1 ч

 

 

1 ч

-

 

Ознакомление с традиционным ремеслом  предков.

 

Подготовка материала для использования

2ч.

 

0,2 ч.

1,8 ч.

Цветовой отбор, стирка и обработка.

Подготовка конского волоса для плетения.

0,5ч.

2,5ч

Ознакомление с очередностью работы

-подбор по цвету;

-сучение волос;

-прядение уток;

-плетение жгута, веревки.

Плетение двухслойной веревки.

0,5ч.

3,5ч

Разъяснение использования обрядовых повязок-«Салама».

Плетение жгутов. Изготовление «саламы».

Изготовление (браслета) «Харысхал»

2ч.

 

0,2 ч.

1,8 ч.

Технологические приемы   видов плетений – плетение браслета

Изготовление (налобника) «Тымырдаайы»

0,5ч.

2,5ч

Технологические приемы   видов плетений – плетение Технология изготовление (налобника) «Тымырдаайы». Инструктаж по ТБ

Заключительные занятия.

1 ч.

-

Защита проектов, участие в конкурсах, выставках. Анализ работы кружка.

ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ

Ознакомление и освоение технологии обработки конского волоса с учетом технологической последовательности.

Задачи:

-Изучение, исследование быта, обычаев, традиций родного народа.

-Повышение интереса учащихся к изделиям из конского волоса.

-Воспитание любви к труду, к доброжелательному отношению  друг другу.

-развитие творческих способностей детей.

РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ

- Приобщение детей к истокам народного прикладного творчества;

-Ознакомление с традиционными методами изготовления изделий из конского волоса;

-Развитие фантазии и творческих способностей учащихся;

- Умение выражать и отстаивать свои взгляды на окружающий мир;

-Воплощать свои фантазии и творчески подходить к изготовлению изделий;

- Самостоятельно создавать изделия, украшения;

-Оценивать свой труд;

-Установить закупочную цену изделия исходя из требования времени

- Рекламировать готовое изделие.

Положительные стороны занятия конским волосом:

-Соприкосновение с природой;

-Изучение преданий и легенд якутского народа;

-Приобщение к вере своего народа;

-Развитие творческой фантазии и  движение кистей рук;

-Поиск новой темы для духовного развития;

-Создание новых вещей и изделий.

ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ

Обучение ведется очно на базе "Элгээн"

Краткосрочный курс занятий по данной программе предполагает:

  • Совершенствование навыков учащихся при плетении вручную на пальцах и голенях. Только при собственном опыте работы учащиеся смогут познать материал по-настоящему беречь ценить его. Возможно, также, использование более легких методов плетения, но при этом у учащихся не вырабатывается терпение и сила воли.
  • В формировании чувства уважения, ответственности к проделанной работе у учащихся важную роль играет изучение и анализ изделий народных мастеров, умельцев и подражание их работе. Каждый ученик должен стремиться творить новые  вещи, изделия основываясь на ранее изученном материале.

Так как работа конским волосом очень трудоемкая и грязная, в условиях школы учащиеся приступают к работе, надев рабочий костюм или халат. Внедрение методики плетения жгутиков пальцами на руке соответствует развитию мелкой моторики ребенка. Процесс этот длительный. После того, как ребенок усвоит навыки плетения веревки, он может изготовить коврики разных размеров  из конского волоса.

В ходе  работы обучающиеся самостоятельно придумывают эскизы, обсуждают, анализируют их совместно и могут добавить новые интересные варианты.

Основные методы работы, используемые на занятиях.

- Беседа, обмен опытом;

-Использование наглядных пособий, доступное объяснение материала и контроль над практической работой;

- Использование методической литературы;

-Поиск новых форм и методов изготовления изделий из конского волоса.

Основные задачи руководителя кружка:

-Обеспечение материалом и приспособлениями, наглядными пособиями для работы;

- Приобретение и изучение необходимой литературы по данной области;

-Доступное объяснение материала;

-Участвовать  учащихся на различных выставках, конкурсах.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА

-Рабочее место должно быть светлым, чистым, должно соответствовать условиям труда;

-Обязательно медицинская аптечка по оказанию первой медицинской помощи;

-Ознакомление учащихся с техникой безопасности и ее соблюдение.